Верховной радой в первом чтении принят закон о «реинтеграции Донбасса».

Верховной радой в первом чтении принят закон о «реинтеграции Донбасса».

Сегодня, 7 октября представитель президента России Владислав Сурков встречается в Белграде со спецпредставителем Госдепа США по вопросам Украины Куртом Волкером. Фоном это встречи служит принятие 6 октября в украинском парламенте в первом чтении двух законопроектов: №7163 (известен как законопроект «о реинтеграции Донбасса») и законопроект №7164. Последний документ продлевает на 1 год принятый ещё в 2014 (!) году, по итогам первых Минских соглашений, закон об «особом порядке самоуправления» на не подконтрольной Украине части Донбасса, срок действия которого истекает 18 октября. Напомню: «Минск-1» был инициирован Киевом, чтобы спасти украинскую армию от окончательного разгрома под Иловайском и Изварино и рассматривался как временная передышка, необходимая для восстановления боеспособности ВСУ. «Минск-2» фактически полностью повторил судьбу «Минска-1»: та же причина (разгром ВСУ ополченцами Донбасса) и то же неисполнение условий перемирия.

Таким образом законопроект №7164 формально подтверждает стремление Украины к перемирию, но только формально. Закон о наделении «отдельных районов Донецкой и Луганской областей» (применяемая в украинском законодательстве формулировка для обозначения ДНР и ЛНР) особым политическим статусом так и не принят Верховной радой за 3 года действия закона.

Но даже сугубо формальное следование Украины перемирию напрочь перечеркивается законопроектом №7163. Мы писали о нем ещё в июле, когда он был только подан на рассмотрение Верховной рады, назвав его законопроектом о войне с Россией. Принятый 6 октября в первом чтении законопроект претерпел некоторые изменения в сторону ещё большего ужесточения формулировок. Основные положения документа:
• Отменяется «антитеррористическая операция» («АТО»). Вместо неё используется термин «военное положение». Ответственность за его проведение передается от СБУ (украинская тайная полиция) армии. Создается Объединенный оперативный штаб ВСУ, ему будут подчиняться все остальные ведомства, включая Нацгвардию и полицию.
• Исключительным правом вводить военное положение в любом регионе страны наделяется президент Украины. Прекращаются полномочия всего местного самоуправления на всех уровнях в зоне действия военного положения.
• Закрепляется статус России как «страны-агрессора», вводится понятие «оккупационная администрация Российской Федерации» — под этим термином подразумеваются власти ДНР и ЛНР.
• Из законопроекта по настоянию части «патриотических» депутатов Верховной рады исключено всякое упоминание о приоритетном значении реализации Минских соглашений для урегулирования конфликта — пункт, содержащийся в первоначальном варианте законопроекта.

Претерпела принципиальное изменение трактовка украинскими властями природы конфликта в Донбассе. Вместо «сепаратистских» режимов в Донецке и Луганске в документе декларируется наличие «оккупационных администраций», вместо сепаратистских формирований — оккупационные войска России. На законодательном уровне Россия названа агрессором, оккупировавшим часть украинской территории. Это центральное положение законопроекта будет активно внедряться правящим режимом Порошенко в международное политическое и дипломатическое пространство. При этом в Киеве оставляют для себя лазейку: тезис об оккупации Россией части Донбасса предполагает, казалось бы, незамедлительное объявление войны «агрессору». На практике это означает очень быстрый и окончательный разгром украинской армии. Поэтому вопрос о «деоккупации» Донбасса повисает в воздухе. Украина оставляет за собой право в любой удобный для себя момент объявить войну агрессору. А пока не торопится этого сделать как в целях сохранения собственной армии, так и для получения кредитов МВФ.

Оба законопроекта были приняты в один день буквально в канун анонсированный встречи Волкера и Суркова. Однако законодательная активность украинских депутатов получила весьма одностороннюю оценку спецпредставителя США. «Продление специального статуса показывает, что Украина предпринимает жесткие шаги для мира. Надеюсь, теперь Россия будет действовать, чтобы наступил мир — время завершить конфликт», — отметил он. Таким образом не «замечен» законопроект №7163, буквально перечеркивающий Минские соглашения. И акцентируется внимание на сугубо формальном и не исполняющимся на практике законопроекте №7163.

Более того: законодательная эквилибристика режима Порошенко служит для Волкера поводом для нового витка обвинений в адрес России, по вине которой якобы и срываются миротворческие усилия в Донбассе.

В своей статье о первой встрече К. Волкера и В. Суркова я сказал, что задача Волкера будет сводиться к выдвижению ультиматумов России. От Москвы будут требовать уйти с Донбасса. Риторика Волкера по поводу принятых в первом чтении законопроектов подтверждает этот вывод. Курт Волкер — откровенный и сверхжесткий лоббист режима Порошенко. Ожидаемой перезагрузки отношений России и США не произошло, напротив, произошло ужесточение позиции Белого дома.
Стратегические цели США по Украине приоткрывают слова самого Волкера, необдуманно сказанные в ходе телефонного разговора с русскими пранкерами Вованом и Лексусом, которые представились тому секретарем Совета по безопасности и обороне Украины А. Турчиновым. Волкер категорически заявил о нецелесообразности нового украинского наступления на Донецк и Луганск.

Тактика США на бывшей Украине на данный момент сводится к имитации переговорного процесса, выдвижению всё новых требований и обвинений в адрес России как стороны конфликта в Донбассе. Параллельно продолжается обстрел территорий ДНР и ЛНР, действие экономической блокады (всё в откровенном противоречии Минским соглашениям), а против России вводятся всё новые санкции. Россию душат в сжимающихся кольцах анаконды. Этот вывод я сделал ещё в предыдущей статье и он же сполна применим и к сегодняшней ситуации, обрастая новыми доказательствами.