Верховная рада готовится принять бюджет войны.

Верховная рада готовится принять бюджет войны.

В Верховной раде (ВР) Украины подготовлен законопроект о бюджете на 2018 год. На официальном сайте ВР (rada.gov.ua) появилась информация с конкретными статьями доходов и расходов и прогнозом финансово-экономического развития и инфляции. Если законопроект не претерпит серьезных изменений (а они возможны — могут вмешаться как внешние (МВФ), так и внутренние (парламентская оппозиция) игроки), этот проект станет основой бюджетного закона на следующий год.

Впрочем, несмотря на возможные и даже вероятные изменения они, можно быть уверенным, не изменят главной тенденции поданного в ВР законопроекта: его милитаристской направленности. Первое, что бросается в глаза при анализе документа — резко возросшие расходы на военные нужды. Вторая статья расходов, по которой существенно увеличатся расходы — затраты на государственный аппарат.
Приведу ряд пространных цитат из законопроекта со своими комментариями.

В 2018 году общие доходы бюджеты составят 877,42 млрд гривен (в 2017 году — 876,9 млрд грн). Обратим внимание: согласно законопроекту ожидается незначительный рост доходной части бюджета (на 520 млн грн). Оценки ВВП на будущий год, заложенные в законопроект, выглядят излишне оптимистичными и не учитывают целый ряд условий. Например, из цитированного документа не ясно учтены ли в нем предстоящие пиковые выплату по кредитам и процентам государственных займов. В ближайшие годы должен быть возвращен инвесторам в сумме $28,7 миллиардов. Конкретно в 2018 году нужно вернуть $2,05 миллиарда, при этом обслуживание внешнеэкономического долга будет составлять $1,52 миллиарда. Увеличатся расходы государства на энергетику, в частности, на начавшиеся поставки угля из США и ЮАР (рост стоимости вместе с транспортировкой — примерно в 2 раза). Вызывает сомнения заложенный в проект бюджета рост доходной части. Председатель украинского правительства В. Гройсман потери национальной экономики из-за блокады Донбасса (началась как инициатива нацистских батальонов, затем неожиданно поддержана государством) оценил примерно в 1,5% ВВП (валовой внутренний продукт), в денежном выражении — более $1,7 млрд.

Переходим к расходной части. Расходы госбюджета составят 948 млрд грн, было в 2017 году – 721,4 млрд грн. Дефицит составит почему-то 77,94 млрд грн (в 2017 году — 77,5 млрд грн). ВВП (валовой внутренний продукт) — 2,845 трлн грн, было 2,867 трлн грн. Инфляция на следующий 2018 ожидается на уровне 11,2%, была 8,1%.

Существенно возрастут расходы на государственный аппарат. Верховная Рада в следующем году получит 1,6 млрд грн, в 2017 году было 983 млн грн (рост почти в 2 раза). Государственное управление делами – 2,3 млрд грн в 2018 году против 1,49 млрд грн в 2017 году. Администрация президента — 965 млн грн в 2018 году против 665 млн в 2017 году. Кабинет министров — 1,5 млрд грн в 2018 против 423 млн грн в 2017 году (рост более чем в 3 раза).
Налицо действие мощный лоббистских групп в Верховной раде. Только этим можно объяснить столь резкий, буквально кратный рост расходов на депутатский корпус ВР и правительство.

И всё же наиболее заметно увеличатся расходы на силовые министерства и ведомства, что и позволяет назвать бюджет-2018 бюджетом войны.
Приведу цифры по отдельным министерствам и ведомства (первая цифра — данные на 2018 год, в скобках — данные на текущий 2017 год):
Министерство обороны – 83,3 млрд грн (61,7млрд грн).
СБУ (служба безопасности Украины, контрразведка и политическая полиция, выполняет функции главного репрессивного органа) – 7,6 млрд грн (5,7 млрд грн).
Генеральная прокуратура (ГПУ) – 6,7 млрд грн (4,6 млрд грн).
Министерство внутренних дел (МВД) – 63,9 млрд грн (41,3 млрд грн).
Национальная гвардия (силовые структуры, выполняющие функции полицейских войск) – 9,7 млрд грн (8,5 млрд грн).
Национальная полиция – 23,7 млрд грн (15,4 млрд грн).
Государственная фискальная служба (ГФС, ведомство по сбору налогов и сборов) –11,5 млрд (5,6 млрд грн).
Таким образом, налицо резкое увеличение расходов на все силовые ведомства, прежде всего на министерство обороны (+21,6 млрд грн).

Этот рост возможен лишь за счет существенного урезания расходов на непрофильные для современного украинского государства статьи. Однако законопроект декларирует существенное увеличение расходов на социальные нужды. В частности, Пенсионный фонд в 2018 году получит 156 млрд грн (в 2017 году — 141,3 млрд грн), здравоохранение — 46,97 млрд грн (в 2017 году — 31,5 млрд грн).

Законопроект об украинском бюджете можно оценить русской пословицей: «И волки сыты, и овцы целы». Но возможно ли это в действительности?
В своих предыдущих научных публикациях (для ежегодного альманаха Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук) и в интервью Радио «Спутник» я уже приводил примеры подобно эквилибристики украинской статистики, говоря о якобы отмеченном росте ВВП Украины на 2% в 2016 году. Детальный анализ доходной и расходной части данных Министерства финансов Украины привел меня к выводу о продолжающемся сокращении реального производства на Украине за исключением некоторых отраслей, демонстрирующих больший или меньший рост. «Рост» ВВП объясняется подменой физических величин измерения денежными. С учетом инфляции (13% в 2016 году) рост ВВП на 2% оборачивается продолжающимся падением производства.

По всей видимости нечто подобное ожидается и с бюджетом на 2018 год. В финансовой сфере чудес не бывает и нельзя скроить нечто из ничего. То есть, получить средства на увеличение одновременно военного и репрессивного аппарата и на социальные нужды. Напротив, практика показывает, что урезанию подвергнутся социальные расходы, расходы на образование и науку, здравоохранение и др. К тому же МВФ, главный кредитор Украины, настоятельно требует сокращению расходов Пенсионного фонда (численность пенсионеров на Украине — 12 миллионов 297 тысяч человек при фактической численности населения не более 35 миллионов человек). Фактически сокращение расходов на пенсионеров началось в 20154 году: правительство Украины отказывается платить пенсии старикам в Донбассе, готовится к принятию законопроект о лишении пенсий переселенцев из Донбасса, а на практике это начинание уже действует. Кабинет министров Украины принял «Постановление Кабинета Министров №365» от 8 июня 2016 года, согласно которому будут приостановлены социальные выплаты жителям Донбасса, имеющим статус внутреннего переселенца из Донецкой и Луганской народных республик. Контроль над пребыванием граждан Украины на территории Донецкой и Луганской народных республик осуществляет Служба безопасности Украины, фактический контроль над которой осуществляет американская СIA (ЦРУ). СБУ обязана передавать данные о политической благонадежности граждан территориальным управлениям труда и социальной защиты населения. А 21 апреля 2017 года министр социальной политики Украины Андрей Рева заявил, что выплаты пенсий некоторым переселенцам прекратились согласно закону, который предусматривает отмену пенсионных выплат внутренним переселенцам, которые находились на не подконтрольной Украине территории более 60 дней.

Поэтому можно предположить, что увеличение расходов на войну произойдет, главным образом, за счет резкого увеличения дефицита бюджета Пенсионного фонда. Который на январь 2017 года уже составлял около 141,5 млрд гривен (около $5 млрд по текущему курсу).
Куда пойдут деньги, выделяемые в украинском бюджете на министерство обороны? Полагаю, главным образом на закупку новых наступательных видов вооружений, в том числе, за рубежом. Дискутируемый в Конгрессе США вопрос о поставках летального оружия предполагает выделение бесплатной военной «помощи» (то есть, оружия для уничтожения населения Донбасса). Но прагматичные американцы, особенно сч приходом в Овальный кабинет бизнесмена Дональда Трампа, не позволят себе дарить дорогое вооружение. Д. Трамп гордится договором о поставках американского вооружения, якобы заключенном с Королевством Саудовская Аравия. Украина не отличается строптивостью саудитов и наверняка выполнит договоренности по закупке не только американского угля и сжиженного газа, но и американских вооружений. Деньги украинских пенсионеров пойдут на приобретение орудий убийства в США. Вероятно часть бюджетного пирога получат и украинские производители вооружений, особенно если учесть, что производители танков работают фактически в долг и месяцами не получают зарплату (данные, полученные инсайдерским путем с танкостроительных заводов в Харькове).
Украинские войска с большой долей вероятности (у нас этот вопрос вообще не вызывает сомнений) получат новые виды вооружений из США. Перевооружение украинской армии будет происходить и за счет внутренних источников военного производства. Всё это сполна ощутят на себе жители Донбасса. Бюджет-2018 направлен, главным образом, против них.