Венгрия и Румыния против украинской гуманитарной нацификации этнических меньшинств.

Венгрия и Румыния против украинской гуманитарной нацификации этнических меньшинств.

12 октября оказался очень богат на события, связанные с реакцией объединенной Европы и отдельных стран Евросоюза на политику гуманитарной нацификации (nazification), проводимой властями Украины. Закон «Об образовании», принятый Верховной радой и подписанный президентом Порошенко, предписывает с 2020 года переход всего образования на украинский язык. Итоги голосования в Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) 12 октября стали неутешительными для Украины. Подавляющим большинством голосов (82 — за, 11 — против) ПАСЕ приняла резолюцию, которая гласит: новый украинский закон об образовании не обеспечивает надлежащего баланса между официальным языком и языками национальных меньшинств. И хотя резолюция как и все документы ПАСЕ носит рекомендательный характер её принятие стало холодным душем для украинской дипломатии и украинского государства в целом. До сего дня Киев искусно балансировал на противоречиях объединенной Европы и России. В ЕС вынужденно закрывали глаза на очевидные нарушения прав русских и русскокультурных граждан. Теперь Украина в какой-то мере будет вынуждена вести гуманитарную войну на два фронта. Впрочем, «русский фронт» вызывает не слишком высокий уровень тревоги в Киеве благодаря пассивности МИД России в защите прав русскокультурного населения Украины. Другое дело — Венгрия, Румыния, Польша и другие европейские соседи Украины.

Закон «Об образовании — сильнейший удар по русским и русскокультурным жителям Украины (по самым минимальным подсчетам — половина населения страны). Но также удар по этническим группам, традиционно проживающим в течение веков в отдельных регионах нынешней Украины. Самые многочисленные — венгры (152 тыс.), румыны (151 тыс.), молдаване (258 тыс.), болгары (204 тыс.), греки (вместе с населением ДНР — свыше 891 тыс. человек) (данные результатов переписи населения Украины 2001 года). Традиционно наиболее активную роль по защите своих соотечественников играет Венгрия, а также Румыния. Однако против принятого закона высказались и другие страны: Молдавия, Болгария, Греция.
И всё же лидерство в критике нацификации Украины остается за Венгрией и Румынией. Хотя эти страны имеют очень непростую историю взаимоотношений и «больной» вопрос Трансильвании, в украинском вопросе они объединились против общего врага.

По итогам переговоров с румынским коллегой Теодором Мелешкану глава МИД Венгрии Петер Сиярто заявил об объединении усилий двух стран в борьбе против ущемления прав своих соотечественников на Украине. 12 и 13 октября в Киеве состоятся переговоры между делегацией румынских парламентариев и депутатами Верховной рады, а также чиновниками министерств иностранных дел и образования Украины. По информации РИА Новости, в случае неудовлетворительного итога встречи позиция Бухареста может ужесточиться. В Румынии готовы препятствовать дальнейшей интеграции Киева в евроструктуры и НАТО, если в спорный закон не будут внесены существенные поправки. Ранее еще более жесткие заявления в том же смысле сделала Венгрия.

Венгрия инициировала пересмотр Соглашения об ассоциации Украины с Евросоюзом из-за нового закона об образовании. Петер Сиярто пригрозил Киеву, что Будапешт будет препятствовать Украине по всем вопросам, имеющим важное для той значение. В отличие от румынского коллеги он отказался от предложений украинского коллеги Павла Климкина встретиться на Закарпатье для обсуждения закона об образовании. Основание? «Уже поздно». Когда скандальный закон только рассматривался в Верховной раде МИД Венгрии настойчиво призывал украинские власти провести совместную встречу в Ужгороде и обсудить законопроект. Однако украинское правительство демонстративно проигнорировало этот призыв. Лишь теперь, когда серьезность реакции Венгрии, Румынии и других стран ЕС стала очевидной даже для украинских чиновников в украинском МИД и кабинете министров засуетились. Впрочем, даже сейчас украинский кабмин демонстрирует не лучший уровень игры. Вместо поисков компромисса первые лица из украинского руководства привычно обвиняют своих оппонентов в «руке Москвы». Так, первый вице-спикер Верховной рады Ирина Геращенко считает, что на ход голосования повлияли выступления делегатов от Венгрии и Румынии, которых выбрала электронная система. А также обвинила венгерских депутатов в работе на внутренний электорат, намекая на предстоящие в Венгрии парламентские выборы.

Следует ли говорить что такая ультимативная манера решать сложнейшие вопросы двусторонних отношений не несет в себе конструтива и приведет к обратному результату?

Итак, Украина понесла серьезное дипломатическое поражение. Которое усугубилось тем, что оказалось неожиданным. Неопытность и ультимативность стиля украинской дипломатии помножили неудачу. Вдобавок в украинском истеблишменте, кажется, всё ещё не определились с линией поведения. Господствующая линия высокомерного отношения ко всем не украинцам в соответствии с доктриной «классического» украинского национализма («Все люди твои братья, но москали, ляхи, венгры, румыны и жиды, твои враги…» — Николай Михнивский), которую демонстрирует И. Геращенко. И более компромиссная, которую с недавних пор предпочитает МИД Украины находятся в очевидном диссонансе. Что, разумеется, не добавляет устойчивости украинской государственности.

Принципиально важно чтобы Киев не внес диссонанс в совместные действия Бухареста и Будапешта и не добился путем сепаратных торгов единства позиции двух стран в борьбе с украинским нацизмом. Поэтому я с некоторой тревогой слежу за переговорами в Киеве с представителями МИД Румынии.