Россия-Запад: миротворцы на Донбассе

Россия-Запад: миротворцы на Донбассе

18 февраля сего года исполнилось ровно три года Минским соглашениям-2. Одновременно в эти дни прошла Мюнхенская конференция по безопасности в Европе, важное место в которой занял вопрос о миротворцах ООН в Донбассе. Несмотря на удобство места и времени сорвалась встреча «нормандской четверки» — ещё одно подтверждение того что нормандский процесс зашел в тупик. В итоге на конференции встретились только главы внешнеполитических ведомств России и Украины Сергей Лавров и Павел Климкин. Впрочем, и эта встреча прорывной не стала.

Маленькой сенсацией конференции стала презентация американского плана по вводу миротворцев ООН в Донбасс. Этот план разработан командой Андерса фог Расмуссен, бывшего генсека НАТО, а с 2016 года советника президента Порошенко. Непосредственным автором плана является эксперт Колумбийского университета Ричард Гоуэн. Процитирую его основные положения: создание международного военного контингента из 20 тысяч военных и 4 тысяч полицейских. Миротворцы ООН должны находиться по всей территории республик, а также на границе Украины с Россией. Состав контингента — военные стран Латинской Америки, Казахстана и Белоруссии, представители нейтральных европейских стран — Швеции, Финляндии и Австрии. Они также изолируют войска пророссийских повстанцев и их оружие на безопасных базах. Контингент призван следить за российской границей и за линией разделения сторон, помогая срывать мелкие нападения.

То есть, Минские соглашения переворачиваются с ног на голову. Модальность Минских соглашений такова: сначала Украина проводит глубокие политические реформы и лишь затем получает контроль над границей. Республикам Донбасса предлагают разоружиться под непонятные гарантии миротворцев (якобы нейтральных). Швеция — наиболее антироссийская страна Северной Европы.

Автор плана не скрывает что вдохновлялся удачным (по его мнению) опытом миротворчества в Восточной Славонии и хочет повторить этот опыт в Донбассе. Однако если перевести этот план на язык realpolitic то вместо миротворческой миссии он сводится к установлению контроля над Донбасса с помощью зарубежных воинских контингентов. То что не удалось сделать украинским военным должно получиться у интернационального контингента.

Документ за авторством Гоуэна начисто утопичный и противоречит реалиям Донбасса. Верхом наивности будет ожидать что Россия потерпит на своих границах 20-тысячный контингент коалиционных войск, призванных пристрастно наблюдать за российской активностью. При ознакомлении с документом возникает ощущение что его автор ментально остался во времена 20-летней давности — слабая и послушная Россия и единственная сверхдержава США. К тому же документ перечеркивает 3-летние усилия членов «нормандской четверки» (за вычетом Украины) хоть как то реализовать Минские соглашения.
Однако и на это весьма лояльный для Украины план в Киеве не готовы согласиться. Во-первых, власти Украины не намерены согласовывать с ДНР и ЛНР введение миротворцев в Донбасс. Во-вторых, Киев категорически возражает против участия в миротворческой миссии в Донбассе «голубых касок» из Белоруссии. По словам замглавы МИД Украины Елены Зеркаль, белорусская сторона не сможет принять участие в миротворческой миссии на территории Донбасса, поскольку государство входит в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

Напомню читателю: оба «Минска» были созваны по инициативе киевских властей в условиях успешного наступления ополченцев Донбасса. В первом случае оно началось изваринским и иловайским котлом, во втором — завершилось дебальцевским котлом. Теперь же Украина, дважды потерпевшая унизительное поражение от шахтеров Донбасса и добровольцев из России ведет себя так будто инициатива «Минска-2» исходила от Донецка и Луганска и не соглашается даже на самые минимальные «уступки».

В своем вчерашнем материале о заявлении начальника генерального штаба ВСУ Муженко я остановился на том, что Киев, готовясь к войне с Россией, не рассчитывает на военную победу. Реалистично оценивая потенциалы сторон военное руководство Украины делает ставку на не военные факторы. Благодаря которым даже полный разгром ВСУ армией России окажется политическим выигрышем Киева. Выскажу предположение: таковым станет апелляция к «мировому сообществу» (то есть, к Запад) со всеми возможными последствиями. Возможно подготовка к этой военно-политической операции уже началась. 27 февраля Курт Волкер заявил в Twitter: «Мы (то есть США — Э.П.) работаем над укреплением обороны Украины, чтобы Россия не смогла добиться дальнейших территориальных завоеваний».

В результате чего Россия получит статус агрессора уже не только в трактовке официального Киева, но и западной дипломатии. Повторится нечто подобное грузинской авантюре августа 2008 года. Тогда Россия тоже одержала военную победу в 5-дневной войне, но пропустила множество политических ударов. В случае с Украиной всё будет гораздо сложнее и печальнее не только для неё самой, но и для российских интересов в этой стране и в Европе в целом. Не отсюда ли такая «принципиальность» Киева в вопросе о миротворцах ООН? Битая Украина ведет себя как победитель. Потому что рассчитывает на помощь Запада — не столько военную, сколь политическую. Впрочем, Украина только потеряет. В выигрыше (и то относительном) останется только режим Порошенко, который если не случится война неизбежно теряет власть по итогам парламентских и президентских выборов.