О встречах Владимира Путина на полях «большой двадцатки».
Сегодня завершилось заседание «большой двадцатки» в китайском Хуанчжоу. Президент России провел два очень насыщенных встречами и переговорами дня. Рассмотрим тезисно некоторые из проблем, обсуждавшиеся на двусторонних встречах.

Проблема Курильских островов.
Эта тема регулярно поднимается в двусторонних отношениях Москвы и Токио. Патриоты России были встревожены очередным озвучиванием этой «проблемы» (таковой она является только для японской стороны) на саммите тихоокеанских стран во Владивостоке, который прямо предшествовал «двадцатке». Напомню, что 4 острова южной части Курильской гряды перешли к СССР по итогам Второй мировой войны. Япония с тех пор отказывается заключить мирный договор с Россией, правопреемницей Советского Союза. При этом Токио сам является фигурантом территориального спора с Китаем и Китайской республикой (Тайванем) из-за архипелага Сенкаку (Дяоюйдао), который перешел к Японии в результате первой японо-китайской войны. Стороной-агрессором этой войны выступила Япония. Также хорошо известно, что Япония мотивировала свои права на южную часть острова Сахалин по итогам неудачной для России русско-японской войны 1904-1905 гг. правом победителя. Сталин, молниеносно разгромив оккупационные войска милитаристской Японии, лишь воспользовался созданным самими японцами прецедентом 40-летней давности.
Эти аргументы по каким-то не известным нам причинам не хотят напомнить японским коллегам в русском МИДе. Сам президент Путин, вероятнее всего, прекрасно осведомлен об исторической подоплеке «проблемы» Курильских островов. Еще в ходе диалога Владимира Путина с премьером Синдзо Абэ во Владивостоке возникло ощущение дежа вю: лидер России, как мне показалось, повторял ход советского лидера Никиты Хрущева середины 50-х годов. Хрущев попытался оторвать Японию (на территории которой (остров Окинава) тогда и сейчас стояли американские оккупационные войска) от США путем сделки: два острова Курильской гряды в обмен на мирный договор с СССР и выход из кабальной сделки с США. Японцы, напомнил в Чжуанчжоу Владимир Путин, отказались от «подарка». По всей видимости, повторение хода Хрущева понадобилось Путину для оживления дискуссии в японском истеблишменте вокруг проблемы экономического сотрудничества с Россией. Будущее покажет, насколько оправдан был этот шаг. Пока же Владимир Путин заявил, что проблема мирного договора с Японией является ключевой, однако никакой торговли территориями не будет.

Перемирие в Донбассе и встреча с лидерами «нормандской тройки».
Владимир Путин провел переговоры с лидерами Франции и Германии отдельно. Он заявил, что совместная встреча не состоялась из-за внутриполитической ситуации в Германии (выборы в земле Мекленбург — Нижняя Померания, на которых сокрушительное поражение потерпела партия Ангелы Меркель — ХДС). И Меркель, и Олланд (опубликованные на днях данные опроса свидетельствуют, что 85% французов не желают его выдвижения на пост президента) — «хромые утки» европейской политики. Поэтому, выскажу предположение, отказ от совместной встречи продиктован более стратегическими причинами. Сегодня в интервью московской радиостанции я высказался в том духе, что Берлин и Париж не горят желанием по-настоящему надавить на Киев. Ведь лидеры Европы не в силах даже бороться за интересы собственных производителей, страдающих (особенно ощутимо — немцы) от антироссийских санкций. Что уж говорить об интересах чужой для них Украины! России целесообразно оставить излишне оптимистические упования на нынешних лидеров Франции и Германии и дождаться смены правящих элит, которая может произойти весьма скоро (2017 год — выборы в бундестаг и выборы президента Франции). У России имеется в запасе определенный арсенал средств «принуждения Украины к миру», если не сверхмощный, то более реальный, чем надежда на помощь несамостоятельных лидеров Европы. В первую очередь — экономические санкции, которые Россия практически не применяла в отношении агрессивной и сумасбродной соседки.

Проблема отмены антироссийских санкций.
Состоялась отдельная встреча Владимира Путина с президентом США Бараком Обамой. Обсуждались актуальные вопросы международной повестки дня, в частности ситуация в Сирии и на Украине. Судя по всему, общение было нелегким для обоих переговорщиков, хотя пресс-секретарь Путина Песков объявил результаты продуктивными. Барак Обама на пресс-конференции в китайском Ханчжоу заявил, что США не снимут с России санкции, пока не будут выполняться минские соглашения. Из сказанного можно заключить, что он не добился уступок от русского лидера по Сирии (прекращение блокады и обстрелов Алеппо совместно с войсками правительственной армии). Минские соглашения-2 будут долго использоваться американцами и европейцами как удавка, которой они будут душить Россию. Уверен, что в том немалая вина российской дипломатии. МИД России позволил себя втянуть в авантюру «Минска», не обеспечив заранее выхода из неё. В архитектуру минских соглашений был изначально заложен дефектный кирпич: отсутствие реальных возможностей для принуждения Киева к их выполнению. Второй промах российских дипломатов — американцы и их европейские партнеры воспользовались им как поводом объявить Россию одной из сторон конфликта. В Вашингтоне и Брюсселе не хотят слышать доказательств Москвы в обратном; с тем же успехом Россия может обвинить США и ЕС в соучастии в свержении законной власти на Украине и вооруженном конфликте в Донбассе. В этом споре побеждает не тот, чья позиция более мотивирована, а тот, кто умеет кричать громче всех (обладает большими политическими и информационными ресурсами).

Поэтому я в отличие от официальных российских политологов не разделяю восторгов от украинской политики Москвы.
Резюме: как мы и предполагали, ничего особо существенного в Чжуанчжоу не произошло. Все стороны остались при своем. В том числе, по вопросу перемирия в Донбассе. Ожидать иного было наивностью. Но увы, её склонны проявлять в российском экспертном сообществе и медийной сфере, выдавая желаемое за действительное.