Историк из Белоруссии о Русском мире и белорусском национальном мифе.

Статья впервые опубликована на английском языке на сайте Fort-Rus
Примечание Эдуарда Попова: После публикации моей статьи, посвященной празднованию Дня независимости Белоруссии, на мой адрес пришел обстоятельный комментарий известного историка из Белоруссии Александра Гронского, специалиста по изучению белорусского национального мифа. А. Гронский автор множества научных и публицистических статей о проблемных вопросах истории Белоруссии, о спекуляциях вокруг совместной истории России и Белоруссии. Александр Гронский — активный член общественного движения за единство Русского мира, организационно структурированного вокруг редакции Интернет-сайта «Западная Русь». Несмотря на скромные ресурсы и возможности этой группы энтузиастов-единомышленников мировоззрение этого движения находит отклик у подавляющего большинства белорусского общества.

Белоруссия, как и любая другая страна, имеет свой исторический миф. Однако в Белоруссии он не до конца сформирован и поэтому очень уязвим для критики. Помимо того, белорусский исторический миф отчасти базируется на наборе мифологем, которые являются либо очень спорными, либо вообще фальшивыми утверждениями. В частности, восприятие средневекового Великого княжества Литовского как белорусского государства достаточно спорно. Попытка объявить пограничные войны за территории между Московским и Литовским княжествами этническими русско-белорусскими конфликтами вообще не выдерживает критики. Массово распространяются мифы, в которых деятельность исторических персонажей на благо Польши объявляется деятельностью во благо Белоруссии. Носителей польского сознания записывают в белорусские деятели, а польские восстания против России, направленные на возрождение польской государственности, подаются как белорусские восстания за восстановление государственности Белоруссии.
При изучении общественно-политической жизнь рубежа XIX – ХХ вв. подробно описывается активность белорусских национал-сепаратистов, которые были на тот момент вообще никому не известны, и лишь вскользь упоминается деятельность намного более массового и явно заметного западнорусского движения, которого сознательно или стихийно придерживалось до 80% белорусов. Также предпринимаются отдельные попытки оправдать деятельность белорусских коллаборационистов периода Великой Отечественной войны. Эти попытки пока не имеют серьёзных успехов, но, тем не менее, всё равно предпринимаются. Тем более, что деятельность белорусских коллаборационистов периода Первой мировой войны уже давно оправдана.

В то же время нельзя сказать, что этот белорусский исторический миф тотально проник в массовое сознания простых граждан. Историческая память народа, культурно-цивилизационные предпочтения, стереотипы, представления о наборе культурных, этических и иных ценностей часто вступают в конфликт с историческим мифом. Помимо того, белорусский исторический миф иногда навязывается, что вызывает естественное сопротивление и игнорирование данной системы стереотипов. Также нужно учитывать безразличие отдельных групп населения, особенно молодёжи, к любым идеологическим манипуляциям, т.к. они не приносят материальных выгод.

Одним из камней преткновения в белорусской среде является термин «Русский Мир». Белорусская оппозиция и даже часть официальных чиновников вкладывают в это понятие не то, чем оно является на самом деле. По причине антироссийских страхов эти люди любое представление интеграции на культурно-исторической основе воспринимают как угрозу существованию белорусской идентичности и белорусского государства, то есть попросту политизируют Русский Мир, находя в нём агрессивное и антибелорусское явление.
Конечно, с 2014 г. противники Русского Мира ссылаются на то, что украинские события связаны с «агрессией Русского Мира». Но ведь этот негатив сформировался ещё до украинского кризиса. Собственно Русский Мир не выступает против государственности Белоруссии, Украины или любой другой страны. Использование понятия в политических целях не говорит о том, что само это понятие является политическим. Русский мир – это понятие культурно-цивилизационное. И как раз Русский Мир для Белоруссии является вполне удобной идеей. Белорусы и россияне являются достаточно близкими нациями, у которых длительная совместная история, культура, цивилизационные предпочтения. Вообще, предки современных славян, составляющих основу наций россиян и белорусов, жили в едином государстве – Руси. Союзные отношения двух стран сейчас и уверенность в том, что по обе стороны белорусско-российской границы живут братья, также показывает, что идея русского Мира не чужда белорусам. Поэтому в принятии белорусами ценностей Русского Мира и существованием независимого белорусского (и любого другого) государства нет никаких противоречий. Русский мир – это призыв вернуться к собственным истокам и не забывать их.

Белорусское общество как таковое можно разделить на две части – подавляющее большинство белорусов, и тех, кто оппозиционно настроен к этому большинству, поскольку является носителем националистическо-сепаратистского сознания. Ко второй части относится в первую очередь белорусская оппозиция. Эта часть общества малочисленна, но именно она считает себя вправе делать заявления от имени всех белорусов. Большинство можно определить как настроенных западнорусски или нейтрально, а вот меньшинство исповедует национал-сепаратизм, который старается навязать остальной части общества. Кстати, замечу, что по опросам белорусских оппозиционных социологов, две трети белорусов уверены, что русские, белорусы и украинцы являются одним народом.

Белорусские власти стараются расчленить исторические представления, разрывая общую историю. В учебниках по истории Белоруссии, например, изучаются лишь два государства, частью которых была Белоруссия, – это Литва и Польша, а вот Древняя Русь, Российская империя и Советский Союз, частью которых Белоруссия также была, изучаются в курсе всемирной истории. Школьникам навязывается представление о единстве с польско-литовской историей, но никак не с русской. Также наблюдается национализация общей истории. Например, некоторые общие символы Великой Отечественной войны заменяются локальными белорусскими, которые придуманы несколько лет назад и к войне абсолютно никакого отношения не имеют. Это происходит с георгиевской ленточкой. Официального запрета на ношение георгиевской ленточки нет, но в украшении Минска к Дню Победы с 2014 г. георгиевские цвета вообще не используются.

Нельзя сказать, что белорусские власти полностью повторяют ошибки украинского руководства, которые привели к печальным событиям 2014 г. на Украине, но частичное повторение ошибок существует. Например, нежелание подчёркивать историческое и культурное единство россиян и белорусов, внезапно проявившуюся любовь официоза к вышиванкам, чего не было в прошлом, заигрывания с Западом и, самое главное, заигрывание с собственной оппозицией. Последнее, думаю, является наиболее опасным, поскольку оппозиция начинает чувствовать собственную безнаказанность и уверенность в слабости властей, что может привести к попыткам радикалов попробовать власть на прочность.

Если говорить о российских структурах по популяризации идей Русского Мира в целом и России как части Русского Мира, то лучше бы, чтобы российские структуры ничего не делали. В России существует организация, работающая с соотечественниками за рубежом, – Россотрудничество. В теории – эта организация должна создавать позитивный имидж России и объяснять настоящий смысл Русского Мира, но на самом деле, как минимум, в Белоруссии она занимается иногда прямо противоположными делами. В частности, в 2012 г. Россия отмечала 1125-летие российской государственности и 200-летие Отечественной войны 1812 г. Россотрудничество, и российские соотечественники в Белоруссии также приняли активное участие в празднованиях. Например, было проведено несколько научно-общественных мероприятий, на которые была приглашена антироссийски настроенная белорусская интеллигенция. Других интеллектуалов соотечественник пригласить не смогли, поскольку накануне просто выгнали их из своих структур. Апофеозом «продвижения» идей Русского Мира стало награждение российскими дипломатами человека, который настоял на отмене термина «Отечественная война 1812 г.», общественной российской наградой. Насколько я знаю, ни одного серьёзного мероприятия соотечественники в Белоруссии самостоятельно провести не смогли. Отдельные локальные успехи Россотрудничества и соотечественников говорят о том, что небольшой потенциал у них имеется. Этот потенциал зависит от отдельных личностей, которые способны что-то делать. Но, в целом, это исключение из правил. Соотечественники могут что-то делать только в том случае, если они привлекают объективно оценивающих ситуацию интеллектуалов со стороны. В собственной среде соотечественники не создали серьёзных интеллектуальных сил. Соотечественники или паразитируют на интеллектуальных достижениях тех, кого они когда-то выдавили из своей среды, или транслируют всем известные истины, выдавая их за свои достижения, или вообще формируют странные идеи, основанные на непонимании того, что эти интеллектуалы смогли прочитать. В целом, я очень критически отношусь к возможностям как российских соотечественников в Белоруссии, так и деятельности российских структур по популяризации идей Русского Мира.