15 сентября в Киеве и Краматорске (захваченная украинскими войсками территория Донецкой народной республики) побывали с визитом главы внешнеполитических ведомств Франции и Германии Жан-Марк Эро и Франк-Вальтер Штайнмайер. Озвученная Эро программа урегулирования в Донбассе из 3-х пунктов, как мы помним, исходила из следующей очередности: сначала прекращение обстрелов и принятие Верховной радой закона о выборах в отдельных районах Донбасса и проведение выборов и лишь затем — передача Киеву контроля над бывшей российско-украинской границей. Как и другие решения представителей «нормандской четверки» это также останется благим пожеланием: Киев отказывается принимать специальный закон о выборах в Донбассе, требуя передачи ему контроля над границей. Перед лицом наглости Украины терпение истощается не только у европейцев, но и у республик Донбасса. Почти наверняка выборы в ДНР и ЛНР состоятся осенью этого года.

Напомню, что ранее в обоих республиках Донбасса выборы были перенесены с 24 июля на 6 ноября 2016 года. 21 июня глава ДНР Александр Захарченко поставил Киеву ультиматум о дате выборов в Донбассе. «До 14 июля этого года Украина либо принимает закон о местных выборах, который нас устроит, либо нет. Если она его не принимает, будем принимать решения о проведении местных выборов самостоятельно», — сказал Захарченко.

Киев ультиматум проигнорировал. Соответственно, республики вправе сами назначать дату выборов. Как сообщают нам наши источники информации с мест, скорее всего на сей раз очередного переноса выборов не будет. К этому же выводу склоняюсь и я. В недавнем интервью российскому изданию «Свободная пресса» я высказался в том смысле, что перенос выборов в республиках Донбасса воспринимался (правильно или неправильно — это отдельный вопрос) как проявление слабости. Но на сей раз Донецк и Луганск такого подарка Киеву не сделают.

Проведение выборов, безусловно, влечет за собой риски и для республик, и для России.

Для Киева и поддерживающих его стран Запада это будет означать повод обвинить ДНР и ЛНР, а также Россию, которую они упорно именуют стороной конфликта на Украине в срыве минских соглашений. Не удивлюсь, если это решение будет преподнесено как главное доказательство срыва Москвой мирных соглашений, как будто до этого не было и обстрелов Украиной городов Донбасса, и отказа принять закон о выборах. В современной международной политике прав не тот, кто придерживается буквы и духа закона, а Вашингтон (и его союзники и клиенты). Поэтому российским дипломатам я бы посоветовал подготовиться к подобному повороту событий. Нельзя полностью исключить, что проведение выборов станет поводом для нанесения массированных ударов украинской артиллерии по городам Донбасса или даже станет поводом для нового наступления. Несомненно одно: это событие будет с максимальной выгодой использовано украинской стороной для дискредитации Донецка, Луганска и, конечно, Москвы.

Затягивать и вновь переносить выборы, несмотря на эти риски, все же еще опаснее. Любая избирательная кампания в республиках укрепляет её юридическую легитимность. ДНР и ЛНР становятся «государствами де-факто». В этом правовом статусе нет ничего трагичного — так существуют и живут довольно многие государственные и квазигосударственные образования. Напомню, хотя бы, о непризнанной никем в мире кроме Турции Турецкой республики Северного Кипра, образовавшуюся в результате турецкого военного вторжения на территорию Республики Кипр в 1974 году.

Еще один немаловажный аспект этой проблемы: проведение выборов в республиках Донбасса укрепляет в жителях ДНР и ЛНР сознание нерушимости выбора, который они сделали на референдуме 11 мая 2014 года, проголосовав в пользу независимости Донбасса. Немаловажно и то, что международные наблюдатели, которые готовы приехать на выборы в республики, самим фактом своего существования укрепляют легитимность республик де-факто. Несмотря на санкции, которыми грозит Киев международным наблюдателям, количество желающих поехать в этом статусе в Донбасс не сокращается. Более того: республики Донбасса выступают в роли опции для фокусировки, позволяя выделить в европейском политикуме патриотические силы, готовые протестовать против диктата США. Сражающийся Донбасс так же нужен независимой Европе, сколь Донбассу необходима помощь независимой Европы.

Внутриполитическая ситуация в ДНР и ЛНР далека от идиллии. Эти республики образовались в результате распада Украины, которая являла собой модель олигархического правления. Не демократическая модель государственного устройства бывшей Украины во многом определяет сложности с реализацией демократических принципов в молодых республиках Донбасса. Но если в ДНР и ЛНР недостает политических свобод, то уровень гражданских свобод здесь не в пример выше, чем в соседней Украине. Сложившаяся двухпартийная модель парламентов двух республик (общественное движение «Донецкая республика» (лидеры — Александр Захарченко и спикер Народного совета ДНР Д. Пушилин) и движение «Свободный Донбасс» в ДНР и «Мир Луганщине» (лидер — И. Плотницкий) и «Луганский экономический союз» в ЛНР) не отражает всей полноты спектра общественных настроений жителей республик. Но все же позволяет реализовать некий минимум демократических свобод, в отличие от той же Украины.

Я последовательно стою на позициях необходимости введения практики люстрации на территории республик для функционеров Партии регионов, которая дважды предала русское население Донбасса: отказавшись от реализации предвыборных лозунгов и обещаний в поддержку русского языка и без боя отдав власть в феврале 2014 года. Затем регионалы влились в структуру новой (после государственного переворота) партийно-политической системы и так или иначе одобрили политику геноцида народа Донбасса. Исключение следует сделать лишь для тех членов партии, которые приняли активное участие в проведение референдума и в последующем государственном строительстве ДНР и ЛНР. К сожалению, как сообщают с мест, сегодня бывшие регионалы активно проникают в политические и руководящие кадры ДНР и ЛНР, оттесняя идейных сторонников Русской весны.

Итак, трудности перед республиками Донбасса стоят огромные. Но проведение выборов и, вообще, государственное строительство в республиках не имеет альтернативы. Уверен, что в дальнейшем позиции республик будут усиливаться (возможно, путем укрупнения за счет других регионов исторической Новороссии и объединения ДНР и ЛНР). Украина же будет фрагментироваться и дробиться на более элементарные части.