Дискриминационный закон об образовании на Украине: Европа заставит заплатить высокую цену?

Дискриминационный закон об образовании на Украине: Европа заставит заплатить высокую цену?

5 сентября Верховная рада Украины приняла закон «Об образовании». он предусматривает, что с 2018 года классы с преподаванием предметов на языках национальных меньшинств останутся только в начальной школе. Обучение же в средней школе и в высших учебных заведениях будет проходить исключительно на украинском языке.

Новая редакция закона об образовании направлена, в первую очередь, против русскокультурного большинства. Как минимум половина населения Украины в повседневном общении пользуется именно русским языком, поэтому назвать русское и русскокультурное население Украины национальным меньшинством будет в корне неверно.

Глава внешнеполитического ведомства России Сергей Лавров декларирует: «Оказание всемерной поддержки Русскому миру — безусловный внешнеполитический приоритет России…» (статья С. Лаврова от 1 ноября 2015 года). Тем не менее до сего дня Украина не получила протестов со стороны МИД России. Разумеется, эти протесты не возымели бы действия, учитывая состояние русско-украинских взаимоотношений. Однако на международной арене Москва могла бы проявить больше активности в отстаивании прав населения Украины, относящегося к русской культуре и говорящего на русском языке. Стоит взять пример с ряда восточноевропейских стран, наладивших эффективные механизмы поддержки своих общин на Украине. Громче всех звучит голос Венгрии. Именно Будапешт демонстрирует самый жесткий подход к политике украинских властей.

11 сентября глава МИД Венгрии Петер Сийярто дал указания венгерским дипломатам не поддерживать ни одной украинской инициативы в международных организациях после одобрения Верховной радой нового закона «Об образовании», который ущемляет права нацменьшинств на Украине. Об этом сообщил пресс-секретарь венгерского МИД Тамаш Менцер.

В этот же день посол Украины в Венгрии Любовь Непоп была вызвана для разъяснений по данному вопросу в венгерский МИД.
Напомню, что на территории Закарпатской области Украины (историческая Подкарпатская Русь, с начала 10 века по 1919 год и в 1939-1944 входившая в состав Венгрии (включая период пребывания той в составе Австрийской империи и Австро-Венгрии)) компактно проживает примерно 156 тысяч венгров. Венгерское меньшинство имеет свои образовательные учреждения, прессу, общественные и культурные организации, партии, депутатов в местных советах и в областном совете Закарпатской области, а также депутата в Верховной раде. Получая постоянно помощь от материнского государства венгры, проживающие на территории Украины, могут себе позволить фрондировать в отношении Киева. Вероятно не считая русских Новороссии венгры Закарпатской области вызывает наиболее заметное раздражение со стороны украинских нацистских формирований. Не случайно в марте 2016 года в Ужгороде состоялось факельное шествие нацистских организаций под лозунгом «Мадьяр (венгров) на ножи!» (https://aftershock.news/?q=node/380426&full). По некоторым данным, полученным неофициальным путем, Венгрия готова ввести войска в Закарпатскую область если возникнет угроза венгерскому национальному меньшинству. Закон «Об образовании» представляет угрозу сохранению языка и культуры закарпатских мадьяр и ещё сильнее усилит центробежные тенденции в их среде. К тому же венгры имеют многовековой опыт выживании в чуждой иноязычной среде. Украинцы, имеющие буквально детский опыт собственной государственности не могут конкурировать с венграми в этом отношении. Ранее мы неоднократно писали о политике паспортизации, проводимой Венгрией на Украине. Как минимум 100 тысяч (самые минимальные данные) граждан Украины получили паспорт Венгрии. Причем в это число входят не только этнические венгры, но и русины и украинцы. По личному опыту могу сказать: практически все мои знакомые русины обладают вторым (венгерским) паспортом. Поэтому Украина заведомо обречена на поражение в культурно-языковой войне с Будапештом. Тем более что на стороне Венгрии выступят другие страны, входящие в Европейский союз и имеющие собственные общины на территории нынешней Украины: Румыния, Польша, Словакия, Чехия.

Обеспокоенность новым законом помимо Венгрии уже выразила Румыния, а в Польше пообещали следить за применением его положений. Позиция Румынии значима тем, что она, как и Венгрия, обладает многочисленной общиной, проживающей в нескольких регионах нынешней Украины: Закарпатской, Черновицкой, Одесской областях. Как и Венгрия Румыния проводит политику паспортизации (выдано как минимум 100 тысяч паспортов). Хотя обе страны находятся в очень непростых отношениях из-за проблемы Трансильвании Будапешт и Бухарест могут объединиться против общего слабого врага — Украины. Ущемление образовательных и этнокультурных прав венгров и румын Украины дает достаточно оснований для выдвижения далеко идущих политических требований. Обе страны чувствуют себя обиженными по итогам Второй мировой войны, в которой они сражались в составе гитлеровской коалиции (правда, Румыния вышла из неё и присоединилась к освободительному походу Красной армии в 1944 году). Территории, утраченные ими, были переданы Советской Украине. Героизация нацистских преступников Бандеры и Шухевича, а также явно дискриминационные законы в сфере образования дают Будапешту и Бухаресту основания для пересмотра территориальных границ нынешней Украины. Прецедент этому положен Румынией в споре вокруг акватории острова Змеиный, 78% которой отошли от Украины по итогам международного суда. Это локальный, но очень важный и опасный для Украины прецедент. Сегодня коллективный Запад и его лидер США не заинтересованы в дальнейшем ослаблении Украины, форпоста борьбы с Россией. Но когда процессы деструкции на Украине примут необратимый характер встанет вопрос дележа наследства распадающегося украинского государства. Это вопрос времени — так автору этих строк говорили некоторые эксперты и политики из стран Восточной Европы, соседствующих с Украиной. Этот же вывод проистекает из анализа происходящего на Украине процесса фрагментации и ослабления контроля центра над регионами.

Я намеренно не затрагиваю здесь проблему польско-украинских связей, достойных отдельного рассмотрения. Замечу лишь что к иску Венгрии и Румынии могут присоединиться и некоторые другие страны, достаточно осторожно ведущие себя на Украине: Словакия и Чехия. Полагаю что они также выразят свой протест политике ущемления образовательных прав национальных меньшинств на Украине, проявлением которого стал рассматриваемый закон «Об образовании» от 5 сентября. Что, в свою очередь, может послужить основанием для пересмотра территориального статус-кво в Восточной Европе. И Чехия, и Словакия пострадали территориально по итогам Второй мировой войны, поскольку Подкарпатская Русь была передана в 1946 году всё той же Советской Украине (взамен Чехословакия получила от Сталина Судетскую область, очищенную от немцев). При дележе территориального наследства «больного человека Европы» им будет трудно отказаться от участия в этом разделе.

Резюмирую. Закон «Об образовании» открывает широкое окно возможностей для ряда европейских стран, пограничных с Украиной, для выдвижения претензий официальному Киеву под предлогом ущемления прав национальных меньшинств. Крайним выражением недовольства этих стран станет тезис о невозможности обеспечения безопасности этих меньшинств в составе украинского государства. Однако этот тезис может превратиться в политическую программу лишь на следующем этапе дележа части территории Украины, который последует в обозримой перспективе. И тогда страны-наследницы предъявят официальному Киеву претензии не только исторического характера (обоснованность принадлежности Украине территорий, полученных ею как части СССР), но и этнокультурного и общегражданского характера (ущемление прав национальных меньшинств в сфере образования и культуры). Сами по себе эти претензии не опасны. Однако помноженные на растущую слабость они могут оказаться смертельными для украинского государства.