Безвизовый режим Украины со странами Евросоюза: риски и перспективы.

Безвизовый режим Украины со странами Евросоюза: риски и перспективы.

11 июня на Украине торжественно и с помпой отпраздновали введение безвизового режима со странами Евросоюза. Это событие преподносилось, без преувеличения, как открытие новой исторической эры в истории страны и «прощание» с советским наследием. Так ли это? И что дает «безвиз» рядовому жителю Украины?

Вкратце перескажу содержание документа. Безвизовый режим разрешает пребывание в государствах-членах ЕС (исключая Великобританию и Ирландию) 90 дней в течение 180 дней. При необходимости находиться в ЕС более длительное время, нужно будет оформить визу. Безвизовый режим не дает права на проживание или на трудоустройство в ЕС. При въезде в Шенгенскую зону гражданину Украины нужно будет иметь документы, подтверждающие цель поездки, место проживания, наличие достаточных финансовых средств на этот срок пребывания и намерения вернуться к месту постоянного проживания (то есть, обратный билет). Необходимо приобрести полис медицинского страхования.

Уже первые несколько дней действия безвиза показали его привлекательность в глазах рядовых граждан Украины. Причем наибольшим спросом пользуется польское направление. В украинских СМИ публиковались статистические данные польской пограничной службы согласно которым уже в первые несколько дней «безвизом» воспользовались около 10 тысяч граждан Украины. Как известно Польша является самым привлекательным направлением трудовой миграции украинцев в ЕС, поэтому эти цифры не должны удивлять. Можно с уверенностью прогнозировать увеличение числа украинской трудовой миграции в Польшу, а вслед за ней — и в другие страны ЕС.

Эксперты в Чехии, с которыми я обсуждал этот вопрос, в целом с большой тревогой восприняли известие о введении безвиза — в отличие от российских экспертов, склонных недооценивать возможности Украины и последствия безвиза. По их мнению этим послаблением не преминут воспользоваться множество граждан Украины. Даже примерные цифры потенциальных мигрантов эти эксперты назвать затрудняются. Сошлюсь на мнение Александра Гегальчия, которого я интервьюировал по этому вопросу в середине мая. Он полагает, что речь идет как минимум о сотнях тысяч новых мигрантов из Украины. Впрочем, возможно, успех первых волн миграции может привести к увеличению этого числа и в Европу «на заработки» отправятся миллионы украинцев. Хотя, как явствуют выдержки законодательства безвиза, безвизовый режим не позволяет рассчитывать на трудоустройство, в Европе давно нашли возможность обходить эти ограничения. Это отвечает интересам европейского бизнеса (экономия, причем в разы, на заработной плате и на социальном пакете). В известной мере это выгодно и государствам, принимающим трудовых мигрантов из Украины. Дефицит рабочих рук на низкооплачиваемых непрестижных работах могут закрыть именно украинцы. К примеру в Польше, где уже многие годы наблюдается трудовая миграция в страны Западной Европы, имеется потребность в занятии непрестижных рабочих мест. Украинцы замещают жителей Польши, уехавших на заработки в более богатые страны ЕС (Великобритания в первую очередь).

Поэтому украинская трудовая миграция в больших масштабах выгодна Польше с социальной и экономической точек зрения. Официальная статистика заявляет о 1,3 миллионах украинцев в Польше; неофициальная оперирует цифрами в разы большими. Но то что выгодно Польше с социально-экономической точки зрения может оказаться миной не слишком замедленного действия с точки зрения этнополитической. Как известно большинство украинских мигрантов в Польше — выходцы из Галичины и Волыни (бывшие кресы всходни). Среди них очень высок уровень национального самосознания, это регионы — носители идеологии украинского нацизма. На первом этапе украинские мигранты будут стараться не провоцировать местное население и власти. Но по мере роста экономической самостоятельности будут давать о себе знать политические амбиции украинцев в Польше. Вне всякого сомнения безвиз создает новые широкие возможности для расширения украинского политического присутствия в Польше и для укрепления сети легальных и нелегальных националистических и нацистских структур.

Иные перспективы ожидают другие страны Вышеградской группы. Для сведения: на территории Чехии пребывает свыше 100 тысяч украинских гастарбайтеров. В основном это русины Подкарпатской Руси и жители Галичины. Чехия не имеет общей границы с Украиной и более дистанцировано относится к этой стране. Поэтому здесь будут решаться преимущественно экономические проблемы украинцев. Впрочем ограниченный рынок труда в Чехии делает эту страну (равно как и примерно равную по численности населения Венгрию) относительно малоинтересной для украинской трудовой миграции. К тому же с работой для украинцев здесь не все так просто. 13 июня (через 2 дня после «исторического» события!) в Праге были проведены проверки на стройках и выявлены 34 случая, когда иностранные граждане не смогли предоставить трудовой договор или же не располагали должной визой для работы в Чехии. Сообщается, что украинцы с польскими туристическими визами будут депортированы на родину.

Отдельная тема при обсуждении проблем безвиза — «экспорт» криминалитета. Европейцы, ранее сталкивавшиеся с украинскими бандитами, с ужасом ожидают повторения 1990-х, когда банды украинцев открыто орудовали в столицах европейских стран буквально средь бела дня. Криминальные структуры в силу организованности, наличия финансовых средств и связей с коррумпированным европейским чиновничеством наверняка первыми откроют двери европейского безвиза и воспользуются этим в полной мере. Эксперты, с которыми я беседовал, предрекают увеличение экспорта оружия из Украины в ЕС. С этой проблемой ранее столкнулась Белоруссия, страна с 10-миллионным населением и образцовой пограничной и правоохранительной службами. Так вот: даже Белоруссия оказалась не способна перекрыть экспорт оружия через украинскую границу. Страна наводнена оружием из «АТО», которое стреляет в жителей Донбасса. Как заявляют мои партнеры в Белоруссии, стоимость оружия на черном рынке сильно упала за счет украинского «экспорта». Не вызывает сомнений, что страны ЕС, чья покупательная сопособность и размеры рынка несоизмеримо выше белорусских станет привлекательным рынком сбыта оружия из зоны «АТО». А также сферой применения возможностей украинского криминалитета.

Можно спрогнозировать рост числа украинских трудовых мигрантов в страны ЕС в миллионных масштабах. В 2013 году в интервью киевскому изданию «Главком» я сказал: «Украина — запасные легкие ЕС» (http://www.finanso.net/news/1828-analitik-rf-ukraina-zapasnye-legkie-es.html ). Украинские заробитчане со временем вытеснят выходцев из мусульманских стран в качестве дешевой рабочей силы в странах ЕС.

В публикациях для «Форт-Росс» я уже неоднократно писал о том, что Украина — страна без социального будущего. Подписывая соглашение о безвизовом режиме со странами ЕС украинские власти фактически поставили крест на этом будущем. Миллионы рабочих рук, остро необходимые разваливающейся украинской экономике, будут востребованы в Европе — на самых грязных работах. Это хорошо для рядовых украинцев. И гибельно для украинской экономики и социальной сферы. На Украине останутся лишь 12 с лишним миллионов пенсионеров.